Просмотров: 238 | Опубликовано: 2019-04-15 05:46:24

Большой талант Ауке

Талант может позволить себе быть скромным, посредственность – никогда.

Михаил Генин

 

Каждый человек интересен своей неповторимостью. Но не каждый имеет такую привилегию – быть интересным всегда и во всем. Мне посчастливилось знать такого человека.

Я познакомилась с ним, когда вышла замуж. Он был представителем семьи мужа. Дядя Аубакир, которого все родственники называли Ауке, уже тогда был человеком почтенного возраста. Его веселый нрав, неуемный оптимизм и огромный талант были видны за версту.

Аубакир Исмаилов родился в Карагандинской области в 1913 году. Народный художник Казахстана, заслуженный деятель искусств Каз. ССР, танцор, сказитель, режиссер, художник, постановщик, актер кино, импровизатор-музыкант, собиратель фольклора… Перечисляя все это, я сама поразилась, как бедно передают слова настоящую сущность его неиссякаемого таланта. Общаясь с ним, люди забывали обо всем, настолько интересным рассказчиком он был. Перемежая свою речь пословицами и поговорками, отрывками из фольклора разных народов и языков, Ауке вызывал изумление и восторг собеседников. Он знал много языков. Из тех, что он употреблял всегда, – немецкий, турецкий и грузинский.

Когда мне доводилось общаться с ним, в основном на семейных торжествах, я удивлялась его простоте и доступности. Он без труда заводил разговор с министрами и чиновниками, писателями и прочей богемой, но так же легко общался с самыми простыми людьми: дворником, продавщицами в магазине, детворой на улицах города. Это вызывало во мне глубочайшее и безоговорочное уважение. Ведь мне доводилось видеть многих знаменитостей, которые не подпускали к себе никого, словно воздвигали стену, дабы никто к ним не подходил на расстояние ближе метра.

Ауке получил художественное образование, о другом он и не мечтал. С самого детства он рисовал. Рисовал углем на стенах, потом карандашами, красками. Его детство проходило в послереволюционные годы, когда вокруг царили голод, неустроенность, бедность. Но если посмотреть его ранние работы, невозможно не увидеть талант невооруженным глазом.

В 1930-е годы он учился в студии при Омском художественно-промышленном училище имени Врубеля, потом поступил в Московский изотехникум памяти 1905 года, продолжил свое образование в Театральном институте в Москве.

Нужно ли упоминать о том, что Ауке был первым режиссером в казахском театре, работал художником-постановщиком в Казахском академическом театре драмы, в Республиканском театре юного зрителя, руководителем ансамбля народного танца при Казахской государственной филармонии? В 1961 году Ауке совместно с балетмейстером Дауреном Абировым выпустил книгу «Казахские народные танцы», где изложил свою версию танца «кара-жорга». Как актер, Исмаилов снялся в кинофильмах «Ангел в тюбетейке», «Синий маршрут», «Горизонты», «Наш милый доктор» и многих других. Зрители хорошо помнят его по фильму «Ангел в тюбетейке», у него была одна из главных ролей. Кроме того, Аубакир Исмаилов являлся первым председателем оргкомитета Союза художников Казахстана.

Но сейчас я хочу рассказать о нем не как о художнике или танцоре, а как о человеке. Дядя Ауке, как я его называла, был мужем тети Аси, родной сестры Азербайжана Мадиевича (А.М. Мамбетов, народный артист СССР, Халық Қаһарманы) , отца моего мужа.

Впервые я увидела его на нашей свадьбе, когда все родственники ждали нас у Дворца бракосочетаний. Тетя Ася очень трогательно повела себя, когда, подойдя ко мне, обняла, поцеловала и, сняв со своей руки кольцо, надела его мне на палец. На глазах у нее были слезы счастья. Позже она рассказывала, что, увидев меня в белом платье, очень расстрогалась, потому что по-особенному относилась к Адаю, моему мужу. Называла его сыном. Говорила, что они с Ауке воспитывали его. Это меня поразило. Спустя некоторое время я услышала от них много историй на эту тему. Мама Адая была очень занятым человеком, много работала, и все свободное время Адай проводил у них дома. У дяди Ауке были только дочери, и Адай стал для него долгожданным сыночком. Ауке брал его с собой везде: на рыбалку, в горы, к друзьям-художникам, к кинематографистам.

Адай рассказывал, что Ауке, проезжая по живописным местам, не мог удержаться, если видел прекрасный вид на горы, озеро, реку. Он останавливал машину, хватался за кисть и быстрыми мазками создавал акварели, которые впоследствии поражали людей своим колоритом. Розовые рассветные горы, прозрачная вода рек и озер, светлейшее утро с восходом солнца – все это незабываемо, прекрасно, заставляет каждого взглянувшего на его работы еще больше любить свою Родину и восхищаться ей!

У дяди Ауке был друг – известный оператор Марк Беркович. Смеясь, он рассказывал, что Адай в детстве называл его Бетхович. Говорил: «Сразу видно, что Адай – сын композитора».

Ауке превосходно готовил. Приходя к ним в гости, я поражалась, что он всю работу по дому старался взять на себя. Говорил, что плов не любит женских рук. Единственное, что позволял делать, помогая ему, это почистить морковку к плову.

Тетя Ася (Аккагаз Мамбетова, заслуженная артистка КазССР) называла меня келін-бала, а дядя Ауке только по имени. При этом он говорил, что обладатель имени Назым просто обязан хорошо писать, зная, кто такой Назым Хикмет. Он всегда меня подзадоривал взяться за перо. «Ты – журналист, пиши. Память – плохой помощник. Записывай, что и кого видишь. Такие знаменитые люди приходят в ваш дом! Ты просто обязана быть нашим хронографом».

Это правда. В дом родителей, когда мы жили с ними на Виноградова – Коммунистическом проспекте, действительно приходило много известных людей. Чингиз Айтматов, Ермек Серкебаев, Асанали Ашимов, Ануар Молдабеков, Сабира Майканова, Фарида Шарипова, Анатолий Молодов, Базаргали Жаманбаев, Сауле Курмангалиева, Хорлан Калиламбекова и много-много других казахстанских артистов. Но приезжали и из России близкие друзья: Михаил Ульянов, Олег Ефремов, Олег Табаков, Игорь Кваша, Андрей Миронов, Владимир Этуш и другие.

Сейчас я жалею, что не слушала их разговоры, не сидела за одним столом, не общалась с ними. Ведь я была молодой, к тому же снохой. Много времени проводила на кухне, стараясь поразить их своими блюдами.

Дядя Ауке любил играть для друзей и родных на разных музыкальных инструментах – он владел навыками игры на гармони, домбре, мандолине. Приобщил к искусству игры на домбре старшего брата Адая – Алиби. Его любимым кюем был «Адай» Курмангазы. Стоило ему заиграть этот кюй, все замолкали вокруг, потому что он вкладывал в него всю свою душу. Когда дядя Ауке брал в руки инструмент, то мгновенно преображался, было видно, что перед нами Артист. Его глаза сияли, улыбка озаряла лицо, горделивый профиль его лица завораживал.

Он был высоким, стройным человеком. Танцуя, он походил на плывущий корабль. Для него самым лучшим танцором, эталоном танца был Махмуд Эсамбаев.

Дядя Ауке часто говорил о тех, перед кем преклонялся. Среди них был главным героем Мустафа Кемаль Ататюрк, потом Станиславский, Мейерхольд и Назым Хикмет.

Он любил побалагурить, повеселиться, поговорить, нередко приглашал в свой дом друзей и родственников, среди которых были Канапия Тельжанов, Гульфайрус Исмаилова, Тулеш Досмагамбетов, Еркен Мергенов и другие. Дастархан всегда был накрыт от души. Он развлекал всех, пел, танцевал, играл на домбре.

Дядя Ауке рассказывал о своих друзьях-современниках – Ахмете Жубанове, Габите Мусрепове, Сабите Муканове, Мухтаре Ауэзове. В его рассказах их общение было простым и человеческим: как они любили играть в преферанс, кушали бешбармак, ездили на охоту или рыбалку. Это было незабываемо интересно.

Общаясь с ним, люди забывали про различия в возрасте, потому что он и сам был, что называется, человеком без возраста. Очень простой и душевный, добрый и веселый, Ауке навсегда запомнился мне таким.

Он любил женщин, был женат много раз. Последней и настоящей его женой была тетя Ася, с которой он прожил около пятидесяти лет. Когда она тянула его за рукав, говоря: «Все, хватит, пойдем домой, ты утомил всех», – он отвечал: «Люди, пожалуйста, уберите от меня эту Аккагазу. Эта белая бумага меня замучила». В переводе на русский язык Аккагаз – белая бумага.

О себе он говорил: «Я сын Сары-Арки. Я аргын, кочующий по золотой степи». Его образные выражения очень удивляли, потому что нигде и ни у кого не встречались, были короткими, но в то же время очень емкими.

Позже я узнала, что мой отец дружил с дядей Ауке задолго до того, как мы стали родственниками. Папа восхищался им, его талантами и человеческими качествами. Они были очень разными, но любили общаться и беседовать на самые разные темы. В своей книге «Қуштарлық қуаты» папа посвятил несколько страниц Ауке, рассказав об этом удивительном человеке какую-то свою жизненную историю.

Когда столица Казахстана была перенесена в Целиноград и ее назвали Астана, Ауке радовался как ребенок. Его не смущало, что не все встретили это известие восторженно. Для Ауке это было большой радостью – ведь это его край, места, где он родился и вырос. На радостях он подарил Астане 50 своих картин, которые теперь хранятся в Центральном государственном музее в столице. И неслучайно в этом городе есть улица имени Аубакира Исмаилова, она находится недалеко от улицы Республики, в самом центре Астаны.

Вспоминая дядю Ауке, вижу его в белой рубашке, темном костюме, на голове неизменная феска (турецкий головной убор), в руках тяжелая трость. Вот он идет по нашему двору, его кудрявые волосы треплет ветерок, он внимательно всматривается в лица прохожих людей, улыбается своим мыслям.

Ауке дожил почти до 90 лет, был бодрым и творил в своей мастерской, что находилась в том же доме, где жил он сам, на Кожамкулова – Виноградова. Его балконы выходили на речку Весновка, откуда слышно было журчание воды, пение птиц, густые деревья возле дома давали тень и прохладу в жаркие летние дни. Сама природа располагала к творчеству, и он был счастлив. Я могу сказать это с уверенностью человека, который не стал его хронографом, но, отдавая дань его памяти, написал о нем несколько строк.

Казахи говорят: «Иманды болсын», что означает «мир его праху». В истории Казахстана много таких людей, как Ауке, – людей, которые жили и творили, думая о своей родной земле, своей стране, как о Матери. Низкий поклон Вам, Ауке, за то, что Вы были в моей жизни, Вы – большой пример оптимизма, воли, таланта, жажды жить и творить.

 

КОГО ИЗ ДЕТЕЙ ТЫ ЛЮБИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

 

Решиться обзавестись ребенком дело нешуточное.

Это значит решиться на то, чтобы твое сердце  отныне

и навсегда разгуливало вне твоего тела.

Э. Стоун

 

Есть такая притча. У одной матери спросили: «Кого из детей ты любишь больше всего?» – «Младшенького, пока не вырастет. Заболевшего, пока не выздоровеет. Вышедшего из дома, пока не вернется. Таким образом, каждого, пока я жива!»

Эта тема очень тонкая для наших детей. Пока дети были маленькие, они часто об этом меня спрашивали. И вопрос ставил меня всегда в тупик. Откуда он взялся, этот вопрос? Неужели я веду себя с ними по-разному?

Вспоминая прошлое, понимаю, что чаще других задавал этот вопрос старший из детей. Понятно, что, ребенок, который был единственным и неповторимым, теряется, когда появляется братишка или сестренка. Родительское внимание переключается на другого ребенка. А если второй ребенок часто болеет? Ясно, что старший из детей не только потерял основное внимание, но и сам должен опекать младшего. Это эгоизм или обида говорит в ребенке? Сколько ни ломай голову, не поймешь.

И как объяснить ребенку, что мать не может не любить своего ребенка, которого вынашивала девять месяцев и родила в муках?

Первый ребенок – это человек, которого ты не только воспитываешь, но и узнаешь вместе с ним много такого, о чем ранее и не слышала, и не видела.

Я говорю дочке:

– Ты была такой крохой, что и держать тебя на руках была страшно. Такая маленькая, такая нежная, такая беспомощная!

Когда я закрываю глаза, я снова вижу тебя маленькой. И нежность охватывает меня снова. Искреннее глаз я не видела в своей жизни. Теплее объятий ребенка не бывает объятий! Радостнее нет чувств, когда видишь своего ребенка. И так удивительно становится, когда ты узнаешь в ребенке свои черты или черты своих родителей.

Это неправда, что ребенок приобретает характер. Ребенок рождается уже со своим характером. И он сразу заявляет о том, что ему нравится, а что – нет. Что он любит, а что терпеть не может. Это безумно интересно!

Конечно, я полюбила тебя сразу и бесповоротно – навсегда! Я поняла, что больше не принадлежу себе, а только этому маленькому человечку, который завладел всеми моими мыслями, моей душой, мой жизнью, наконец!

Как только ты научилась видеть меня, смотрела только на меня. Когда ты хватала меня за палец, то уже не выпускала. Я тогда подумала, что попала в твои руки, и никогда мне не выйти из твоих объятий! Да и не захочу я этого, потому что мы навек вместе: мать и ребенок. И в этом самом месте хочется поставить смайлик… и меня поймет любая женщина, познавшая радость материнства.

Как только ты научилась сидеть самостоятельно, то хотела сидеть только со мной. Ты заглядывала мне в глаза каждую минуту, ты обнимала меня постоянно. Я так много любви получила от тебя сразу, что поняла: я – самый счастливый человек на свете!

Когда ты научилась ходить, ты хотела идти со мной хоть на край света. Мы любили гулять вместе в парке, во дворе дома. А когда ты стала разговаривать, твое первое слово было «мама». Потом ты стала называть меня только «мамочка». Другого имени у меня уже не было... И опять смайлик.

Годы спустя у меня появились еще дети, сыновья. Я полюбила, конечно, и их. Но тебе казалось, что я больше не люблю тебя. Спешу тебя заверить, что это неправда. Я никогда не переставала тебя любить. Просто я стала много требовать от тебя. Ты помогала мне их воспитывать, практически ты помогла мне их вырастить. Ты была для них не только товарищем по играм, ты была их первой няней.

Думаю, ты станешь самой лучшей мамой, когда у тебя самой появятся дети. И это случится, может, даже очень скоро. И тогда ты узнаешь, как мать любит свое дитя. Что она не может не любить, просто ребенку нельзя все время твердить: «Я люблю тебя», – а то скоро это приестся, и начнется сомнение. Любить – это жить жизнью того, кого любишь. Любить – это помогать во всех его шагах. Не брать на себя его функции, не подавать на блюдечке, а идти в этой жизни вместе с ним. Чтобы он никогда не почувствовал, что рядом нет плеча, на которое можно опереться, или нет руки, за которую можно ухватиться.

Я так понимаю, что это значит – любить своих детей.

Многие дети думают, что родители им обязаны. Это неправда. Скорее, дети обязаны своим родителям. Обязаны тем, что получили от них этот бесценный дар – жизнь. А родители детям обязаны дарить любовь, заботу и оберегать их от всего плохого и опасного. Обязаны научить их правильно жить, то есть дать воспитание – не для того, чтобы они были не хуже других, а чтобы были максимально лучше других, в хорошем смысле этого слова. Научить добру, любви, состраданию. Чтобы не было мучительно больно, что сделал своего ребенка неспособным ко всем этим качествам человечности.

Моя доча, ты уже взрослая девушка. И все понимаешь. Понимаешь, что твоя мама, может, и совершила в своей жизни какие-то ошибки, от которых никто не застрахован. Но мама очень хочет, чтобы ошибки не совершала ты.

И самое главное, я уверена в тебе и в том, что ты меня никогда не оставишь. Так же, как и я никогда тебя не предам. Будь спокойна и уверена в том, что любовь родителей никогда не уйдет, а если и уйдет, то только вместе с ними. Когда настанет время…

 

Яркая звезда нашей печали

Вспоминая Алиби*, я думаю о том, как же он был не похож на других людей. Изящный, легкий в общении, необычайно эрудированный, обладавший широким кругозором, немалым лексиконом, и неподдельным интересом ко всему, что происходило вокруг.
Мы познакомились в начале 80-х годов, когда я попала в эту необычную по всем параметрам семью. В то время я еще не знала о том, что родители моего жениха известные люди в стране и за ее пределами. Мама – Газиза Жубанова, композитор, ректор консерватории, народная артистка СССР. Папа не менее известен – режиссер театра и кино, тоже народный артист СССР. Согласитесь, такие семьи – редкость. Творческие люди обычно немного замкнутые люди, занятые мыслями и планами об искусстве. И уживаются вместе далеко не всегда. Но не в этом случае. Это был творческий тандем, жизнерадостный и жизнеутвердающий очаг.
Еще до нашей с Адаем свадьбы, в ту пору, когда мы еще находились в конфетно-букетном периоде, и весна незримо присутствовала в наших сердцах, я почти каждый день знакомилась с человеком из окружения жениха.
В один из дней мы с Адаем заехали к нему домой. Войдя в квартиру, я остановилась у порога ждать, и стала озираться по сторонам. Вдруг одна из дверей открылась, и в коридор вышел незнакомый юноша. Увидев меня, он остановился в удивлении, потом улыбнулся, и сказал: «Здравствуйте. Вы к кому?». Тут я засмущалась, виновато улыбнулась, и сказала: «Я с Адаем пришла. Меня зовут Назым.»
«Алиби», - представился молодой человек. – Не стесняйтесь, проходите в комнату», - он пригласил меня жестом.
Молодой человек понравился мне сразу. Мне показалось, что мы знакомы давно. От него исходили тепло и свет, которые озаряли все вокруг. Тихая мягкая речь, улыбка, кудрявые волосы, и неторопливость в словах и жестах вызывали симпатию.
В следующую встречу я уже не испытывала робость. Более того, мы подружились. Теплыми летними вечерами мы засиживались в саду на даче, разговаривая на самые разные темы. О космосе, о мистике, о теологических учениях, об искусстве, и наконец, о музыке. Или дома, когда Алиби садился за фортепиано, и играл самую разнообразную музыку. Он был разносторонне образован в плане музыки. Любил классические произведения, простые советские песни, а также рок-н-ролл. Он мог сыграть любую мелодию, при этом делал это неторопливо и вдохновенно. Когда раздумывал над чем-нибудь, любил подкручивать усы, совсем как гусар. Наши разговоры касались самых различных тем, и у Алиби всегда было собственное мнение, которым он с удовольствием делился с окружающими.
После свадьбы мы с мужем поселились у родителей, и прожили все вместе около трех лет. Я обожала готовить, удивлять всех новыми и новыми рецептами. Имея много самых различных поваренных книг, я старалась приготовить что-нибудь вкусненькое.
Частенько мы собирались всей семьей на нашей маленькой кухне. Мама любила сама наливать чай, и мы наслаждались общением.
В нашем доме никогда не закрывалась дверь. Постоянно приходили преподаватели и студенты консерватории, актеры из театра папы, родственники. И скоро я уже привыкла, что еда быстро заканчивается, и надо бежать в магазин или на базар, чтобы на кухне всегда было что-нибудь съестное. В такие минуты я расстраивалась, Алиби смеясь, меня успокаивал, приговаривая о том, что еда – это не главное. Но я ведь ждала своего мужа, и хотела, чтобы он, придя домой, поел горячего, зная, что его любят и ждут.
Когда родился наш первый сын Алем, он сразу стал самым главным членом семьи. Домочадцы, приходя домой, сразу хватали его на руки. Сынок очень любил своего дядю. Ведь в кабинете у Алиби был магнитофон и разные непонятные вещи, которые издавали звуки, и горели индикаторными лампочками. Алем, как только научился ползать, неизменно направлялся в сторону комнаты Алиби. И если не мог сам открыть дверь, начинал громко и возмущенно плакать. Дверь открывалась, выходил Алиби, молча брал его на руки, и скрывался с ним в своей комнате. Я могла не беспокоиться. Сынок ни за что не хотел расставаться с Алиби. В эти минуты я могла заниматься своими делами.
Через некоторое время женился и Алиби. В квартире стало тесно. Мы с мужем и детьми переехали, и стали жить отдельно.
Этот дом на улице Виноградова, где еще витал дух Ахмета Куановича Жубанова (деда Алиби), жившего в конце своей жизни в этой самой квартире, был местом сбора для всех поколений Жубановых. Сюда приезжали сестры Дина и Алия со своими семьями, приходили самые известные люди Казахстана и всего СССР.
В 1993 году, после смерти мамы, наш отец решил создать в этой квартире музей Ахмета и Газизы Жубановых, что было очень мудро и символично. Непосредственная близость от консерватории тоже была кстати. Студенты консерватории и люди, любящие музыку и искусство могут приходить в это святое для всех нас место в любое время. Не случайно этот музей возглавил Алиби, который не понаслышке или из книг прекрасно осведомлен о жизни и творчестве великих композиторов.
Мой муж не представлял своей жизни без семьи, в которой родился. И каждые выходные, праздники мы ехали в родительский дом. Спустя какое-то время у Алиби и Ляззат родился сынишка Алихан, а через год с небольшим дочка Айганым.
Алиби обожал своих детей. Терпеливо играл с ними в самые разные игры, мыл, одевал, причесывал, водил их в садик, или гулял с ними во дворе. Он подарил им огромное количество своей любви и внимания. Никогда мы не слышали, чтобы он ругал их, или кричал на них. К слову, одним из главных качеств характера моего деверя было спокойствие и терпеливость. Никто из знавших его людей не слышали, чтобы он повышал голос, или вел бы себя грубо. Ведь это был настоящий интеллигент в третьем поколении. Наверное потому, что его дедом был академик Ахмет Жубанов, являвшийся первым профессиональным композитором, окончившим Ленинградскую консерваторию в 1932 году, основателем Алматинской консерватории и оркестра имени Курмангазы. Поистине уникальная генеалогия оказала мощное влияние на жизнь, творчество и мировоззрение нашего Алиби.
В детстве Алиби был милым ребенком, кудрявым и пухленьким, как ангелочек. Будучи тихим и спокойным, обладал твердым и упрямым характером. Обожая звук разбитых лампочек, любил разбивать их об стену в арке своего дома. Наверное, тогда еще было всем ясно, что он станет композитором и звукорежиссером.
Уже в школьном возрасте увлекся фотографией. Он запирался в ванной, проявлял сам многочисленные пленки. И благодаря ему, в семье имеется огромное количество фотографий всех членов семьи в самых разных ситуациях, настроениях и позах.
Окончив музыкальную школу имени Куляш Байсеитовой по классу скрипки, а затем и Алматинскую консерваторию по классу композиции, аспирантуру Московской консерватории имени П. Чайковского, Алиби всю свою сознательную жизнь серьезно занимался композиторским делом. Прекрасно играл на фортепиано. Самостоятельно освоил домбру, необычайно красиво исполняя на ней наши любимые кюи. Музыкальные ноты, выходившие из-под его пера превращались в нечто необыкновенное, изумительно нежное и лиричное. В музыке ощущалось настроение автора, слышались отголоски его тонкой и нежной души. Позже, в его музыке можно было уловить что-то космическое и иногда мистическое. Алиби не переставал меня удивлять снова и снова.
Он написал музыку к многим спектаклям отца, к кинофильмам и мультфильмам других авторов. Делал очаровательные музыкальные заставки на телеканалах Хабар и Казахстан. Многие годы Алиби работал звукорежиссером и композитором в киностудии "Казахфильм", на разных телеканалах. Но он никогда не изменял своей любви к классической музыке.
Прекрасных похвал стоит его прекрасная музыка, которую он сочинил летом 2018 года. Алиби присвоил ей название «Ак-орда» и послал на конкурс, посвященный Дню независимости республики. Изумительно нежная, лиричная, и в тоже время грустная и величественная музыка заставляет слушателя задуматься о бренности бытия. Когда я слушаю ее, у меня на глазах слезы, а в сердце печаль. Это произведение получило Гран-при на вышеназванном конкурсе. За две недели до конкурса Алиби узнал о высшей награде. Но порадоваться толком не успел. Этот приз в Астане получил его внучатый племянник Дамир, ученик 10 класса, уже после его смерти.
Алиби не имел званий и регалий. Но был лауреатом многочисленных конкурсов. Его знали далеко за пределами нашей страны. В тот горький день пришло много откликов со словами соболезнования из Турции, Азербайджана, Венгрии, и России.
Алиби всегда работал для искусства Казахстана, для своей Родины. Его неоценимый вклад в культуру страны люди оценят гораздо позже. Не зря говорят в народе: «Что имеем, не храним. Потерявши – плачем». Ушел из жизни самобытный, талантливый композитор. Не похожий ни на кого, единственный в своем роде музыкант, который не задумываясь, старался помогать другим людям своей работой, своей музыкой.
В последние годы Алиби работал в Национальной Академии искусств имени Жургенева, заведующим кафедрой звукорежиссуры. Около десяти лет назад он защитил кандидатскую диссертацию на тему "Творческое использование цифровых технологий в музыке". Охотно делился со студентами своими знаниями, для каждого из них находил время. Никогда не разговаривал с кем-либо пренебрежительно, он просто любил людей. Любил жизнь. Любил музыку.
В конце 90-х годов Алиби проделал большую работу по оцифровке произведений своей мамы. Многие присутствовали на презентации этого диска в «Меломане». Благодаря ему, музыканты имеют возможность прослушивать произведения Газизы Жубановой в лучшем качестве.
Недавно к Алиби обратились люди, которые делали фильм о детях-инвалидах, с просьбой написать музыку к фильму. Они предложили хороший гонорар. Но Алиби, который ощущал нехватку в средствах из-за своей болезни, категорически отказался. Он работал над этим фильмом абсолютно бескорыстно. Потому что его убеждения, его доброе сердце диктовало ему помогать безвозмездно людям, которым хуже, чем ему.
Последние 2 года Алиби боролся со страшной болезнью. У него был воинственный дух, отважное сердце. Это помогало ему не сдаваться. До последнего дня говорил себе и своим родным, что победа будет за ним. Но, видимо, на небесах решили, что хватит ему мучиться. Мы не можем спорить с небесами.
На прощании с нашим Алиби люди рассказывали свои личные воспоминания о нем, о доброте его души и сердца, о его таланте, о его взглядах, решениях, о его жизни. Все плакали, не стесняясь.
Да, его семье, его родным и близким, друзьям очень горько, что Алиби ушел от нас так рано, в самом расцвете своего искусства. Он мог еще многое сделать, много музыки написать. Золотой наш, родной человек! Пусть земля будет тебе пухом! Мы тебя никогда не забудем. Спи спокойно…


* Алиби Мамбетов (03.02.1961 – 15.12.2018) Автор музыки "Ночной полет", к художественным фильмам "Волшебный спонсор", "Счастье Кадыра", "Меч победы", спектаклям: "Махамбет", "Плутни Скапена", "Дядя Ваня", "Чайка", "Дос бедел дос", "Укрощение строптивой", "И дольше века длится день", "Нюрнбергский процесс", "Козы-Корпеш и Баян-сулу", "Біз бесеу едік" и других.
Известны его работы в фильме "Куклы колдуна" и полнометражном мультфильме "Счастье Кадыра". Также он является автором музыкальной темы-заставки к передаче "Акшам - вечерние новости" на телеканале "Казахстан 1" и генеральной заставки агентства "Хабар". Его перу принадлежит ряд симфонических и камерных произведений для оркестра, в числе которых выделяются лиризмом и глубиной «Ак-орда» и «Аллегро».

 

САМОЕ БОЛЬШОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ

 

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так…

В. Высоцкий

 

Сумрак. Серые одинокие дома. Тусклый свет фонарей и мерцающие огоньки окон навевают грусть и медленно вводят в отчаянье и тоску. Пронизывающий холод ноябрьского ветра, мокрые капли моросящего дождя делают окружающий тебя мир еще мрачнее.

На душе скребут кошки, медленно подкатывает ком к горлу, ты сглатываешь слюну, пытаешься выпрямить спину, как бы говоря себе: «Не сдавайся! Иди вперед! Ты должен стать победителем. Ведь за черной полосой всегда следует белая». Ты уговариваешь себя, киваешь головой кому-то невидимому. Но кулаки невольно сжимаются, а взгляд становится немигающим и колючим.

Одно за другим перед тобой проносятся, как кадры из фильма, воспоминания, похожие на вспышки молнии. Грохочет гром. И отголоски непогоды в виде гудящих в темноте грозовых раскатов и освещающих черноту неба молний усугубляют и без того скверное настроение.

Когда же это случилось? Твой друг предал тебя. Он был тебе так близок, как брат, как самый родной человек. Да о чем ты?! Тебе хочется вспомнить всю вашу дружбу, до мелочей, до самых крайностей. В какой момент ты потерял его как друга?

Вот вы вместе чините велосипед, бегаете по лужам, играете в волейбол в школьном дворе. Сидите вместе на дереве, вглядываясь вдаль и стреляя из рогаток. Вместе купаетесь в речке, вместе едите бутерброды, вместе… Все – вместе.

Два друга делились всем, своими победами и промахами, своими страхами. Тайком рассказывали друг другу о первой любви, непонятных нахлынувших чувствах. Никому ты не мог рассказать, как плакал по ночам в подушку, как услышал от своей любимой слова, бьющие по сердцу. Как твое сердце разрывалось от горя и обиды, как хлестко звучала еще долго в твоих ушах жестокая правда: она тебя не любит, предпочла другого. Только он тебя понял, только он тебя утешил. Сказал: «Ничего, будет и на нашей улице праздник!»

Потом вы вместе учились, убегали с пар, бегали на свидания с девушками, ходили в кино, бродили по ночной Алма-Ате, где каждое дерево, каждый куст различал именно твои шаги, и каждый фонарь на твоей улице узнавал твое дыхание. Все свободное время вы проводили вместе, искали друг друга сквозь года и расстояния. Все дни рождения отмечали вместе, знали родителей, братишек, сестренок. Все было общим. Это и было счастье!

Когда твой друг женился, именно ты был его свидетелем. Именно ты увидел первым его улыбающееся счастливое лицо. Именно тебе первому он показал свою невесту, познакомил. И у тебя он спрашивал мнение: «Ну как она тебе? Правда, красавица?»

Когда ты уходил в армию, твой друг прибежал тебя проводить, подбадривал, обнимал за плечи, махал рукой вслед уходящему поезду, нежно утешал твою маму, виновато улыбался твоей девушке, которая, не таясь, плакала навзрыд.

Два года пролетели быстро. Ты вернулся сильным и закаленным, уверенным в себе человеком. Что бы ни было, ты все выдержал и вернулся домой. Твоя девушка ждала тебя одна на грохочущем вокзале, мама с папой накрыли шикарный стол. Друг опять был первым среди гостей. Все тосты поднимал за тебя, гордился дружбой с тобой.

Жизнь вошла в обычную колею. Работа, дом, друзья, любимая девушка. Пришла пора жениться, и ты тоже создал свою семью. Родился сын, потом второй. Дети росли, жена тоже радовала своими успехами, стала успешной бизнес-вумен. У нее своя небольшая компания, дела идут в гору.

У друга весьма успешная карьера получилась. Он стал большим человеком, как сейчас говорят. И вращается в высших кругах эшелонов власти. У него большие полномочия, служебная машина, огромный дом, прислуга. Дети тоже хорошо пристроены. Они получили образование за границей. И даже успели обзавестись семьями. Все очень даже прилично и вызывает восхищение у всех, кто его знает.

Так получилось, что тебе пришлось уйти с работы, оформить пенсию по выслуге лет. Но все чаще стало подводить здоровье: пришлось помыкаться по больницам, поездить по санаториям. Ты очень редко стал видеть своего друга, и то только по телевизору. Ты не пенял ему, понимая, что у него теперь совсем другая жизнь, тебе совершенно не ведомая. Но ты упрямо твердил, что он остался твоим другом, просто жизнь разбросала вас в разные стороны.

И вот уже твой сын закончил вуз и ищет работу. Он долго искал, отправлял резюме в самые различные компании, но тщетно. Прошло полгода. Сын совсем уже сник. Отчаялся. Что же делать? Как ему помочь? И в один прекрасный день ты подумал о своем друге. Вот кто сможет помочь! Набрал номер. Никто не отвечает. Так продолжалось в течение двух месяцев. И вот однажды тебе повезло – друг ответил. Выслушал. Потом сказал, как отрезал: «Ничем не могу помочь. У меня самого куча проблем. И каждый сам пусть решает свои проблемы». Друг отключил телефон.

Ты стоишь у окна, снова и снова пытаясь понять: когда закончилась ваша дружба? Но ответ прост и жесток. Вы больше не друзья. Более того: вы друг другу никто. Ты понимаешь это только теперь. Но что делать с огромным разочарованием, которое разрывает твою душу изнутри?

И в эту минуту ты вспоминаешь чьи-то умные слова, которые звучали примерно так: «Каждый в этой жизни рождается на свет один и умирает один. Поэтому мы заводим друзей, создаем семьи. Но не забывай о том, что придет время, и ты будешь, так же как все, один на один с собой подводить итоги своей жизни. Вспомнишь ли ты о тех, кого обидел, кому не помог? Оттолкнул в своей гордыне, или попросту у тебя не было времени серьезно подумать о тех, кто надеется на тебя. У тебя еще есть время. Подумай. Ты можешь изменить мир. Хотя бы вокруг себя».

Ты ловишь себя на мысли, что опять думаешь о своем друге. Нет, не падай духом. Надейся на себя. Все лучшее – впереди. Верь в это, и у тебя все получится!

 

Приключение на голову


С самого утра день не задался. Дождь лил как из ведра. Потихоньку завывал ветер, качал деревья. Сухие листья ветер рвал в клочья.
Сара посмотрела в окно. Поежилась. Идти на улицу, в эту непогоду совсем не хотелось. Но, как назло, холодильник зиял пустотой, в животе урчало уже не один час. «Надо, Федя, надо!», -сказала себе Сара, уговаривая саму себя выйти из дома. Замотав шею теплым, колючим шарфом, и наскоро накинув пальто, Сара выбежала из дома.
Уже в лифте, Сара вспомнила, что в кошельке совсем нет денег. «Придется тащиться в банк», подумала она. - А это еще два квартала. Слава Богу, зонт хоть всегда валяется в сумке».
Раскрыв свой любимый зонт, подарок старшего брата, Сара стала вспоминать свое детство, брата, любимые совместные игры. Вот они вместе бегут вприпрыжку за мороженым к театру, где стоял ларек. Вот вместе лезут на грушу. Прекрасное время было… Детство…
Сара и не заметила, как дошла до отделения банка. Зайдя вовнутрь, отметила про себя, что очередь к кассе очень большая. В зале набралось человек двадцать. Посадочных мест совсем не было. Вздохнув, стала протискиваться к окну.
Зазвонил мобильный телефон. Подруга слезно умоляла поехать вместе с ней на барахолку, выбрать ткани для подарков на сватовство. Сара вздохнула, представив, как они под дождем гуляют по барахолке. Но, не смогла отказать, и согласилась. «Приеду через час на такси. Жди», - промямлила в трубку.
Через час она уже стояла на обочине. Сколько не махала рукой, все машины проезжали мимо. «Ну, вот всегда так. Не хотелось ехать, так и машин нет», - сказала сама себе девушка. – А может, это интуиция срабатывает?».
Заскрежетали тормоза. Подъехала черная машина, непонятной марки. Сара открыв дверцу, плюхнулась на сиденье. Назвала адрес. И, через некоторое время, не заметила, как погрузилась в

сон.
Девушка проснулась от резкой остановки машины. Спешно открыв глаза, бросила взгляд на водителя. Парень, сидевший на водительском кресле, пил бесцветную жидкость из горла бутылки. Приглядевшись, Сара увидела на бутылке надпись «Русская». «Бог мой, да он же водку пьет!» Ужас и неприязнь охватили ее. А еще и гнев. «Что происходит? Почему я здесь? Надо бежать…», - подумала девушка. Инстинктивно Сара потянулась к ручке автомобиля, чтобы открыть дверцу. Но тут машина резко рванула с места.
Сара посмотрела в окно. Резко сменяющийся пейзаж из старых деревьев угрожающе чернел сухими ветками. Дождь заливал окно. Мысли лихорадочно бегали в ее голове. «Надо на повороте выпрыгнуть», - мелькнуло в ее голове. Но, не тут-то было. Машина набирала и набирала скорость. Сара поняла, что придется ехать туда, куда водитель ее везет.
- Куда мы едем? Я же назвала другой адрес, – спросила Сара.
- На кудыкину гору воровать помидоры, - ухмыльнулся парень.
Сара быстро стала обдумывать план побега. «Надо приехать, улыбаться, делать вид, что он мне нравится. Чтобы не успел ничего заподозрить. А там война план покажет».
Машина поднималась по извилистой дороге в гору. Сара успокаивала себя, понимая, что паника ни к чему хорошему не приведет. Будто надев на себя улыбку, постаралась расслабиться, чтобы казаться легкомысленной и раскрепощенной.
- Дорогой, как тебя зовут? – как можно дружелюбнее спросила она.
Водитель оглянулся. Оценивающе оглядел ее, и ответил: «Булат».
- Булат, и мне хочется выпить. Но я водку не пью. Купишь мне шампанское? Деньги имеются? - кокетливо пропела Сара. – Сегодня будет интересный вечерок. Потанцуем? Я очень люблю танцевать. Особенно танго.
Сара старалась разговорить парня. Без конца щебетала о чем попало. О погоде. О девушках. О любви. О надеждах на дальнейшие отношения.
Цель была достигнута. Булат стал улыбаться. Сообщил ей, что скоро они приедут на горнолыжную базу «Алматау». Там есть кафе. Можно хорошо скоротать вечерок, который обещает быть приятным. На турбазе есть приличные номера с душем.
Его глаза стали маслянистыми. Он расслабился. Беспрестанно улыбался, предвкушая приятное времяпрепровождение. Сара тоже не умолкала, не давая ему времени все обдумать.
Машина въехала в ворота. Началась территория турбазы. Сара никогда не была здесь. Ей стало страшно. Как же она отсюда выберется? Ведь по дороге не встретилось ни одной машины. Отгоняя дурные мысли, стала озираться по сторонам. Надо ведь запомнить, где выезд с турбазы.
Булат вышел из машины. Открыл дверцу, где сидела Сара. Бесцеремонно потянул девушку за руку. Саре стало неприятно. Но она и виду не подала.
- Какой ты джентльмен! Приятно, когда за тобой ухаживают! – девушка оперлась на его руку, и сказала: - Ну, где тут кафе? Хоть приличное заведение?
Войдя в кафе, Сара заметила, что народу тут немного. Пристально посмотрев на лица сидящих, она поняла, что никто из них за нее не заступится. Придется самой выкручиваться.
Молодые люди присели за столик. Подошел официант, принял заказ.
- Шампанское! И два бокала, - быстро сказала Сара. – Я обожаю шампанское. Так хочется веселья. Давай выпьем!
В мыслях промелькнуло: «Если он выпьет шампанское после водки, то быстро опьянеет. И возможно, заснет. Тогда будет легко сбежать».
Сара выпила бокал. Налила себе и Булату. «Ну, пей же! Почему не пьешь? Смотри, а то я сама все выпью!», - стала подзадоривать парня. Булат стал пододвигаться ближе. Положил ей руку на плечо. Потянулся к ней губами.
«Фу! Мерзость! Как неприятно!». Сара вскочила из-за стола.
- Что такое? Я тебе неприятен? – нахмурился парень.
- Нет, что ты. Мне нужно в туалет.
Сара побежала в сторону туалетных комнат. Мобильный телефон остался в сумке. Что делать? И вдруг, увидела еще одну дверь. Резко дернула за ручку. Это оказалась кухня. Там сидело несколько человек. В основном, женщины. «А вдруг, они не помогут? Просто спрошу, где можно позвонить в город». Ей дали телефон. Решив позвонить другу, Сара стала лихорадочно крутить диск телефона. «Ответь! Сними трубку!» - мысли крутились у нее в голове, опережая друг друга.
Слава Богу, Аскар снял трубку. Просил успокоиться, и взять себя в руки. Пообещал быстро приехать.
Сара вернулась в зал. Булат уже был сильно пьяный. Он стал хватать ее за руки, и кричать: «Поехали в нумера!». В зале люди стали оглядываться на них. Сара решила привлечь внимание, и громко кричать: «Отпустите меня! Я Вас не знаю! Кто Вы?» Но это лишь отпугнуло людей, они отвернулись. «Трусы! Козлы! Вы не мужчины!» - хотелось крикнуть Саре.
Быстро взяв себя в руки, она улыбнулась: «Я пошутила. Конечно, пойдем. Но возьмем шампанское».
- Шампанское кончилось. Пошли немедленно! – Булат крепко схватил девушку за руку. Сара не стала вырываться, лишь позвала официанта:
- Пожалуйста, еще шампанского! Побыстрее!
Она взяла открытую бутылку в правую руку, бокалы в левую, и сказала:
- Хорошо, мы идем. Но шампанское я возьму с собой.
Они вышли из кафе. На улице никого не было. Ни души.
Сара наполнила бокалы. Чокнувшись с парнем, опустошила свой бокал. И тут, когда увидела его мерзкое, красное, пьяное лицо, тянувшееся к ней в поцелуе, не выдержала. Она со всей силой ударила парня по голове… Бутылка разбилась. Он упал. Тут выбежали официанты, еще кто-то.
Сара бросилась бежать по дороге. Дождь бил ее по лицу. Но она была рада, что избавилась от неприятности. Наконец-то почувствовала себя свободной. Но, не тут-то было.
Девушку догнала милицейская машина. Скрутили ей руки, посадили в машину, и как преступницу повезли в участок. Допрашивали. Но ей уже было все равно. Она смеялась, когда толстый милиционер ее спрашивал:
- Как написать, «прИехали» или «прЕехали»?
И этот малограмотный будет решать ее судьбу? Она расхохоталась.
Милиционер подумал, что у нее истерика. «Успокойтесь! Выпейте воды. Потерпевший жив».
Да я спокойна. Я свободна. Я счастлива. Все позади.

 

Публикация на русском