Мертвые рыбы
«Всякое искусство совершенно бесполезно»
Оскар Уайльд.
СЦЕНА 1. ИНТ. КУХНЯ ПРИ БОЛЬШОМ ДОМЕ, В НЕЙ ГОТОВЯТ РЫБУ, ОФИЦИАНТ ВБЕГАЕТ НА КУХНЮ, БЕРЁТ ЗАКУСКИ И НЕСЁТ ИХ В ГОСТИНУЮ. В НЕЙ ПРОИСХОДИТ КАМЕРНЫЙ УЖИН, НЕ ПРАЗДНИЧНОЕ, СКОРЕЕ БУДНИЧНОЕ, ЗАСТОЛЬЕ СРЕДЫ. ЗА СТОЛОМ СИДЯТ БОЛЬШЕ КОЛЛЕГИ, НЕЖЕЛИ ДРУЗЬЯ. ОБСТАНОВКА ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ, СТОЛ СЕРВИРОВАН ПОЛНЫМ СЕТОМ. ГОСТИ УЖЕ РАСКВИТАЛИСЬ С ЗАКУСКАМИ, И ПЕРЕХОДЯТ НА АПЕРИТИВ ПЕРЕД ОСНОВНЫМ БЛЮДОМ. НА СТОЛЕ МНОГО ГРЯЗНОЙ ПОСУДЫ, МНОГО ЕДЫ, И ВЫПИВКИ. ПОМИМО АННЫ И АНАТОЛИЯ, ЧЕТВЕРО ГОСТЕЙ.
АННА (ШЕПОТОМ АНАТОЛИЮ):
Я ничего не ела с утра.
АНАТОЛИЙ:
Это сильно влияет на твое настроение, ты должна…
АННУ ХВАТАЕТ ЗА ОГОЛЕННОЕ ПЛЕЧО БАНКИР, ОН ПОДВЫПИЛ, И ТЕПЕРЬ ВЕДЁТ СЕБЯ РАЗВЯЗНО. ОН РАЗВОРАЧИВАЕТ ЕЁ К СЕБЕ, И ТЫКАЕТ ЖИРНЫМ ПАЛЬЦЕМ В ДЕКОЛЬТЕ.
БАНКИР:
Вы должны нарисовать картину для меня.
АНАТОЛИЙ:
Она не рисует на заказ.
БАНКИР:
Поверьте, вам никто никогда не заплатит столько, сколько заплачу я. Рисуйте. Вы же художница, чем вам ещё заниматься. Рас это ваше ремесло, то будте так добры.
АНАТОЛИЙ СЖИМАЕТ САЛФЕТКУ И НОЖ В КУЛАКИ, ЗЛО СМОТРИТ НА БАНКИРА.
АННА:
Я нарисую. Нарисую, но с одним условием.
БАНКИР:
Говорите.
АННА:
Полотно должно висеть у вас за спиною в самом большом и проходимом из всех кабинетов.
БАНКИР:
Там сейчас висит президент.
АННА:
Это моя первая и единственная работа на заказ, обещайте. Власть приходит и уходит, а искусство - вечность.
БАНКИР СМОТРИТ НА АННУ УЛЫБАЯСЬ.
В КОМНАТУ ВНОСЯТ ОСНОВНОЕ БЛЮДО - ПОЛУЖИВУЮ ПОЛУЖАРЕННУЮ РЫБУ. АННА НАЧИНАЕТ КРИЧАТЬ, И В СЛЕЗАХ ВЫБЕГАЕТ ИЗ КОМНАТЫ. ЗА НЕЙ БЕЖИТ АНАТОЛИЙ.
МИНГЖУ:
Все художники сумасшедшие.
СЦЕНА 2. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ АННЫ. ВОКРУГ РАССТАВЛЕНЫ КАРТИНЫ С РЫБАМИ. РЫБЫ ВСЮДУ. ЖИВЫЕ, МЁРТВЫЕ, ЦВЕТНЫЕ И МУТНЫЕ. ОНА СИДИТ У ХОЛСТА, КУРИТ СИГАРЕТУ, И АККУРАТНО ЧТО-ТО РИСУЕТ. ЕЁ РУКИ ИЗМАЗАНЫ КРАСНОЙ КРАСКОЙ, ЛИЦО БЕЛОЙ, А ПОДОЛ ОДЕЖДЫ - ЧЕРНОЙ. ВХОДИТ АНАТОЛИЙ.
АНАТОЛИЙ:
Ты сошла с ума?
АНАТОЛИЙ ВНИМАТЕЛЬНО НА НЕЁ СМОТРИТ. ПЕРЕВОДИТ ВЗГЛЯД НА КАРТИНУ, И НАЧИНАЕТ СМЕЯТЬСЯ.
АННА:
Неплохая репродукция.
АНАТОЛИЙ:
Минималистично.
АННА:
Мне нравятся цвета. Хорошо друг с другом контрастируют.
АНАТОЛИЙ:
Подобраны очень изящно. Он прислал цветы.
АННА:
Не выбрасывай. Я представить не могу, что они завянут в темном багажнике курьеров.
АНАТОЛИЙ ВЫХОДИТ ИЗ КОМНАТЫ, И ЗАНОСИТ ОГРОМНУЮ ОХАПКУ КРАСНЫХ РОЗ.
АННА:
Кровь. Как вульгарно.
АННА БЕРЁТ ЕЩЕ ОДНУ СИГАРЕТУ, В ПЕПЕЛЬНИЦЕ УЖЕ НЕТ МЕСТА. АНАТОЛИЙ ЕЙ ПОДКУРИВАЕТ.
АНАТОЛИЙ:
Разговоры расползлись. Все знают, что счастливчик получит шедевр, теперь каждый напрашивается в его кабинеты, чтобы лицезреть эту работу раньше остальных.
СЦЕНА 3. НАТ. ЗИМНИЙ ЛЕС. АННА СИДИТ С КРАСИВЫМ ВЗРОСЛЫМ МУЖЧИНОЙ НА ПЛЕДЕ, ОНИ ЕДЯТ, ПЬЮТ И ГОВОРЯТ.
АННА:
Так больше не может продолжаться. Я испортила ужин.
ПСИХОЛОГ:
Вас столкнули лицом к лицу с вашим страхом.
АННА:
У меня не хватило мужества.
ПСИХОЛОГ:
Поверьте, с вашим уровнем страха к рыбам, по другому быть не могло. Пройти терапию просто необходимо.
АННА:
Я боюсь рыб, да. Но стать нормальной я боюсь ещё больше.
ПСИХОЛОГ:
Это ни на что не повлияет. Уверяю вас.
АННА:
Вы не можете знать.
ПСИХОЛОГ:
Могу. Только я и могу.
СЦЕНА 4. НАТ. КАМЕРА ОТ ГЕРОЕВ, И ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ НА КРЫЛЬЦО КРАСИВОГО ДОМА, КУДА КУРЬЕР ПРИВЁЗ ПОЛОТНО. БАНКИР ВЫШЕ ВСТРЕЧАТЬ. ОН ОТКРЫВАЕТ ПРИЛОЖЕННОЕ ПИСЬМО, НА НЁМ ПОЦЕЛУЙ КРАСНОЙ ПОМАДОЙ И НАДПИСЬ «ПОМНИТЕ НАШ УГОВОР». ОН НЮХАЕТ ЕГО И ЖМУРИТСЯ. РАДОСТНО ЗАНОСИТ ПОЛОТНО. РАСКРЫВАЕТ ЕГО И УЖАСАЕТСЯ. НА КАРТИНЕ ИЗОБРАЖЕНА СВАСТИКА. ОН ДОЛГО ДУМАЕТ, А ЗАТЕМ, ВЕШАЕТ КАРТИНУ ЗАДОМ НА ПЕРЁД, ЛИЦОМ К СТЕНЕ.
БАНКИР:
Oh, petite pute!
СЦЕНА 5. ИНТ. ГОСТИНАЯ В ДОМЕ АННЫ И АНАТОЛИЯ.
АНАТОЛИЙ:
Это гипноз?
АННА:
Его личный экспериментальный метод. Побудь со мной.
АНАТОЛИЙ:
Конечно.
АННА:
Вносите.
В КОМНАТУ ВХОДИТ КАМЕРДИНЕР, ОН СТАВИТ КРУГЛЫЙ АКВАРИУМ. АННА НЕРВНО СГЛАТЫВАЕТ, АНАТОЛИЙ БЕРЁТ ЕЁ РУКУ. КАМЕРДИНЕР НАЛИВАЕТ ВОДЫ ИЗ СЕРЕБРЯНОЙ ВАЗЫ.
АНАТОЛИЙ:
Это можно остановить в любой момент.
АННА:
Он сказал, чтобы я сделала это одна.
АНАТОЛИЙ СТРОГО И ВОПРОСИТЕЛЬНО НА НЕЁ СМОТРИТ.
АННА:
Потому что если не получится, я буду ассоциировать со страхом всех, включая тебя.
АНАТОЛИЙ ЦЕЛУЕТ ЕЁ В МАКУШКУ, ДАВАЯ ПОНЯТЬ, ЧТО НИКУДА НЕ УЙДЁТ. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ, КАМЕРДИНЕР ВНОСИТ МНОЖЕСТВО МЕЛКИХ РЫБОК, ЧТО ПЛАВАЮТ КОСЯКАМИ, И ВЛИВАЕТ ИХ В АКВАРИУМ.
АННЕ СТРАШНО, ОНА НЕРВНИЧАЕТ. ЗАКРЫВАЕТ ГЛАЗА. ЕЁ РУКА ДРОЖИТ, ОНА ДОЛГО БОРЕТСЯ С СОБОЙ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАСОВЫВАЕТ РУКУ В АКВАРИУМ, А ЗАСУНУВ, НАЧИНАЕТ ПЛАКАТЬ, СНАЧАЛА ОТ СТРАХА, А ЗАТЕМ, ОТ ОСВОБОЖДЕНИЯ. ОНА ЦЕЛУЕТ АНАТОЛИЯ, А ЗАТЕМ, БЕРЁТ АКВАРИУМ И ВЫЛИВАЕТ ЕГО НА СЕБЯ. РЫБКИ ПОПАДАЮТ ЕЙ ПОД ОДЕЖДУ, НО ОНА БОЛЬШЕ НЕ БОИТСЯ. ОНА СМЕЕТСЯ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ.
СЦЕНА 6. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ АННЫ. ОНА СИДИТ ПЕРЕД ЧИСТЫМ ХОЛСТОМ. В РУКАХ КИСТЬ. ОНА НАБИРАЕТ КРАСКИ, НО НЕ МОЖЕТ ПРИТРОНУТЬСЯ К ПОЛОТНУ. ШВЫРЯЕТ КИСТЬ В ТЕМНОТУ. ХОДИТ ТУДА СЮДА. ПЫТАЕТСЯ ЧИТАТЬ. ПЫТАЕТСЯ ИГРАТЬ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, НО ИЗДАЁТ КОРЯВЫЕ, ПРОТИВНЫЕ ЗВУКИ. ХОЧЕТ РАЗБИТЬ ИХ, НО НЕ ВЫХОДИТ, ОНА ПРОСТО КЛАДЁТ ЕГО НА МЕСТО. СНОВА СИДИТ У ХОЛСТА. ХОЧЕТ ЗАКУРИТЬ, НО НЕ МОЖЕТ. ОНА БОЛЬШЕ НЕ МОЖЕТ КУРИТЬ. ОНА ХВАТАЕТ РАСТВОРИТЕЛЬ, ПОЛИВАЕТ СЕБЯ ИМ, И ПОДНОСИТ СПИЧКУ К ПЛАТЬЮ, НО СДУВАЕТ.
##СЦЕНА 7. ИНТ. СПАЛЬНЯ В ДОМЕ АННЫ И АНАТОЛИЯ. АНАТОЛИЙ СПИТ. В КОМНАТУ ВХОДИТ АННА. ОНА ЛОЖИТСЯ РЯДОМ С НИМ, ОН ПРОСЫПАЕТСЯ.
АНАТОЛИЙ:
Что случилось?
АННА:
Катастрофа.
АННА:
Я стала нормальной. Ты будешь меня любить?
АНАТОЛИЙ:
Конечно.
АННА:
Ты не понимаешь. Утром я была женщиной которую ты любил. Сейчас в твоей постели лежит человек, которого ты даже не знаешь.
АНАТОЛИЙ ОБНИМАЕТ АННУ.
АНАТОЛИЙ:
Всё будет хорошо.
СЦЕНА 8. ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА МИНГЖУ. УЖИН С ТЕМИ ЖЕ ГЕРОЯМИ. АННА И АНАТОЛИЙ ОПАЗДЫВАЮТ.
МИНГЖУ:
Слышала, она больше не может рисовать. Мне её жаль.
БАНКИР:
А мне не жаль, была слишком высокого мнения о себе.
МУЖ МИНГЖУ:
Передайте мне рыбы. Ты просто обиделся на её выходку. Это было смешно.
МИНГЖУ:
И хорошо вышел из ситуации.
БАНКИР:
Если она больше не может рисовать, значит она никогда и не умела. Талант не может взять и пропасть.
МИНГЖУ:
Ты то откуда знаешь? Ты же финансист.
БАНКИР:
Это тоже искусство.
МИНГЖУ:
Мы живём в ужасный век. Всё в нём искусство.
В КОМНАТУ ВХОДЯТ АНАТОЛИЙ И АННА. У АННЫ БОЛЬНОЙ, ЗАПЛАКАННЫЙ ВИД. АНАТОЛИЙ ТАК ЖЕ ПОДАВЛЕН.
БАНКИР:
Анна! Мы вас заждались. Присоединяйтесь к обсуждению.
МИНГЖУ:
Кто есть художник, по вашему мнению.
АННА:
Это тот, кто создаёт прекрасное. Он раскрывает себя.
БАНКИР:
А кто сказал, что людям приятно смотреть на то, что вы из себя представляете?
АНАТОЛИЙ:
Критики.
АННА:
Критик - это тот, кто способен в новой форме передать свое впечатление от прекрасного.
МИНГЖУ:
Продолжайте.
АННА:
Высшая и низшая форма критики - всегда автобиография. Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные, и испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех. Нет картин нравственных или безнравственных. Есть хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.
БАНКИР:
И вы пишете хорошо?
АННА:
Сейчас я не пишу вообще. Но я всегда знала одно: всякое искусство совершенно бесполезно.
МИНГЖУ:
Почему вы перестали писать?
АННА:
Потому что я повела себя неуместно за ужином. Я забыла, что художник может позволить себе всё.
БАНКИР:
Всё?
АННА:
Всё. Иначе он не художник. Вы поклоняетесь нам только потому, что в нас заложена такая смелость, которую вы не можете себе представить в самой откровенной сексуальной давиации. Вы трусы, но трусом быть не страшно. На вас держится мир.
БАНКИР:
А на вас?
АНАТОЛИЙ:
Всё, что делает этот мир менее уродливым.
АННА ВСТАЁТ ИЗ ЗА СТОЛА, И ВЫХОДИТ ИЗ КОМНАТЫ, ПОСПЕШНО, НЕ ЗАМЕЧАЯ, ЧТО В ЕЁ РУКАХ БОКАЛ ШАМПАНСКОГО.
СЦЕНА 9. НАТ. АННА ВЫХОДИТ ИЗ ДОМА МИНГЖУ. ОНА ЗАДУМЫВАЕТСЯ О ЧЁМ ТО. К НЕЙ ПОДХОДИТ ПСИХОЛОГ.
АННА:
Вы здесь?
ПСИХОЛОГ:
Праздную успех. Вы станете венцом моей карьеры. Это излечение принесёт мне…
АННА:
Вы паразитируете.
ПСИХОЛОГ:
Извиняюсь?
АННА ЗАЛПОМ ВЫПИВАЕТ ШАМПАНСКОЕ, И ЗАКУРИВАЕТ СИГАРЕТУ.
АННА:
Вы знали. Вы знали что я перестану писать.
ПСИХОЛОГ:
Какая разница? Мы излечили вас от страха.
АННА (ИСТЕРИЧНО):
Вы излечили меня от меня самой.
Вы никогда не думали о том, что людеq не нужно ни от чего лечить? Вы пытаетесь уровнять всех? Что было бы с Ван Гогом, если бы его вылечили? А с Бахом? А с Оскаром Уальдом? Поймите, что ненормальные люди создают мир для нормальных людей. Мы - всё что у вас есть. Но вы слишком жалкие, для того, чтобы понять это и наконец отстать от нас.
В ИСТЕРИКЕ ОНА РАЗБИВАЕТ ШАМПАНКУ И ВОНЗАЕТ ЕЁ В ГОРЛО ПСИХОЛОГА. ОН ОБЛИВАЕТСЯ КРОВЬЮ. АННА ОМЫВАЕТ СВОИ РУКИ И ЛИЦО. ОНА СМОТРИТ ВВЕРХ.
АННА:
Какой чистый цвет.
СЦЕНА 10. НАТ. АННА СТОИТ ПЕРЕД СТЕНОЙ РЕСТОРАНА. К НЕЙ ПОДБЕГАЮТ ОХРАННИКИ, УВОДЯТ ЕЁ. НА СТЕНЕ НАПИСАНА КАРТИНА МЕРТВОЙ РЫБЫ КРОВЬЮ ПСИХОЛОГА.
Конец.